Никандрова пустынь (монастырь)

Благовещенская Никандрова пустынь

Благовещенская Никандрова пустынь расположена в 40 км от г. Порхова на р. Демьянке. Она была основана в 1585 г. как мужской монастырь. В конце XIX в. пустынь была богатым, процветающим монастырем. Своей популярностью Никандрова пустынь обязана памяти преподобного Никандра считавшегося чудотворцем, целителем и прорицателем, а также наличию на монастырской территории особых природных объектов, издавна почитавшихся на Руси святых источников, камней необычной формы и могучего дуба.После революции 1917 г. пустынь разделила участь большинства монастырей России. Монастырские здания, производственный инвентарь и скот, все вещи, в том числе и культовые, были оставлены у монахов на правах «бесплатного пользования» и могли быть в любое время реквизированы государственными органами власти. На основании этого декрета все монастырские ценности бы вывезены в начале 20-х годов XX в. в Псков и в Петроград, в том числе все серебряные вещи, серебряная рака для мощей конца XVIII в., сами мощи, плащаница, кипарисовый крест — одна из святынь монастыря. Монахам же удалось на некоторое время сохранить свой быт.После Второй Мировой войны монастырь исчез, но место, когда-то называвшееся Никандрова Благовещенская пустынь, в глазах псковичей сохранило статус святыни. Паломников и странников в пустынь привлекало также и то, что на ее территории находились два священных камня, священный дуб, пять святых ключей. Все эти природные объекты были объектами почитания у славянских и финских народов: Восточной Европы в давние, еще языческие времена. Их сосредоточение на одном сравнительно небольшом пространстве усиливало сакральность места, освященной памятью преподобного Никандра.

«Возглавница»

Один из камней, почитавшийся святым, назывался «возглавница». После смерти Никандра он хранился на паперти главной монастырской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Камень был настолько почитаем среди монахов и местного населения, что в XVII и начале XVIII в. его даже обносили во время крестного хода вместе с иконами вокруг церкви. Легенда рассказывает, что в 1645 г. один из монахов пустыни усомнился в святости камня. После своих слов, как повествует легенда, монах сразу же был поражен страшной болезнью: затрясся и стал биться о землю. Припадок закончился, говорится в легенде, лишь после молебна и приложения больного к мощам преподобного Никандра. После этого камень стал объектом еще большего почитания, причем в течение последующих ста лет он привлекал к себе столь большое количество паломников, что сведения об этом дошли до Феофана Прокоповича, бывшего тогда псковским архиереем. Он приказал в 1735 г. привезти камень в Петербург и бросить его в Неву. На следственном деле о камне Феофан Прокопович написал: «По своему рассуждению иного ничего кроме беспутного суеверия не признало». Камень в Неву все же не бросили, а отдали в архив Синода на хранение, где он находился еще в 1905 г. Однако воспоминание о "возглавнице" преподобного Никандра» было живо довольно долго. Паломники, не зная, что камень вывезли в Петербург, пытались отыскать его в пустыни еще в конце XIX в.

 «Божий следок»

 Камень «божий следок» — плоский овальный в сечении валун с углублением, напоминавшим человеческую стопу, также был объектом поклонения. Считалось, что на нем оставила след своей ноги Божья Матерь. Еще более почитаем он стал после утраты монастырем "возглавницы" преподобного Никандра».

 Дуб

В средневековье объектом поклонения был также огромный дуб, под которым Никандр, как пишется в его житие, принимал паломников и проявлял свой пророческий дар. Под этим же дубом Никандра и похоронил крестьянин Иоанн Долгий из с. Боровичи, а позднее рядом с ним была поставлена деревянная церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы. Дуб, вероятно, погиб во время пожара церкви, случившегося в середине XVII в., но рассказы о нем и чудесах, которые свершал под ним Никандр, можно было услышать в деревнях, расположенных около пустыни, еще в XIX в.

 Святой источник

 Источники с сероводородной и родоновой водой привлекали людей своей, по поверью, целительной силой. Вода из одного источника помогала, по поверью, при болезни глаз, три других снимали болезни суставов и излечивали, по распространенному мнению, язвы. Особым почитанием пользовался источник, около которого стояла часовня во имя св. Зосимы и Савватия, где находилась деревянная рака, в которой вплоть до конца XVIII в. были мощи преподобного Никандра. Считалось, что если погрызть раку зубами, а потом пополоскать рот водой из источника, то можно снять зубную боль. Славился также источник, около которого стояла часовня во имя Живоносного источника. К этим часовням устраивались два раза в год в дни памяти Никандра крестные ходы.Ключик «гробница», около которого в XVIII в. стояла часовня с деревянной ракой, наполнен красивой голубоватого цвета водой, обогащенной родоном. Два ключика, посвященные первоапостолам Петру и Павлу располагаются в 500 м от первого. Рядом с ними находится камень «божий следок». Дальний или желтый ключик, находящийся за монастырским кладбищем, теперь уже полностью разрушенный, представляет собой пруд с водой, резко пахнущей сероводородом, покрытый желтой пеной. Часовен около ключиков уже нет, но около каждого из них поставлен металлический крест, аналогичный крестам, ставившимся на кладбищах в первой трети XX в. Кресты сверху покрыты длинными полотенцами. Объектом поклонения в пустыни является и так называемая «могила пр. Никандра», созданная богомольцами в 1992 г. на развалинах церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Она представляет собой могильный холмик с крестом за железной оградкой.Святость месту придает также густой еловый лес, по которому пролегает семикилометровый путь к монастырю от ближайшего села Любовец. Он придавал раньше и придает теперь атмосферу таинственности, возникающую вокруг святого места, некоей божественности. Одна из местных жителей, часто посещающих пустынь, говорила нам, что человек в нем чувствует себя легко, радостно, хорошо, спокойно, «когда входишь в лес, прибывают силы».Странники, т. е. люди, основной заботой которых было посещение святых мест и поддержание их славы, собирались в пустынь обычно в праздники, когда было особенно много паломников. Праздничными днями для Никандровой пустыни были день Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля), которому была посвящена соборная церковь; день освидетельствования мощей и канонизации Никандра — 29 июня (12 июля) и день его кончины — 24 сентября (7 октября). Большим торжеством для Никандровой пустыни был также день 15 (28) мая, когда в память о спасении Порхова от холеры из собора выносилась икона св. Никандра и с крестным ходом отправлялась в Порхов. В праздничные дни в Никандрову Благовещенскую пустынь собиралось множество богомольцев со всего Северо-Запада Европейской России в надежде на чудо, на облегчение душевных мук, на исцеление от болезней



Основана в 1585 г. как мужской монастырь, отнесенный в XIX в. к монастырям первого класса, управляемым архимандритом. В конце XIX в. пустынь была богатым, процветающим монастырем. Корреспондент газеты «Мирское слово» в 1874 г. писал: «... Монастырь год от года приходит все в более цветущее состояние... Болота, окружающие монастырь, деятельно осушаются и превращаются в сенокосные луга, скотный двор и пашня находятся в отличном состоянии; на месте ветхих братских келий воздвигаются громадные каменные здания, ярмарочные лавки, представлявшие когда-то вид никуда не годных лабазов, превратились в соответствующие торговому назначению места; временный ярмарочный трактир вновь перестроен со всеми удобствами; пролегающее по монастырским землям шоссе находится в отличном состоянии».
На протяжении всей своей истории пустынь была объектом почитания окрестного населения. Она принимала паломников со всей Псковской земли и была известна на Северо-Западе России не меньше, чем Псковско-Печерский мужской монастырь.
    Своей популярностью Никандрова пустынь обязана памяти преподобного Никандра считавшегося чудотворцем, целителем и прорицателем, а также наличию на монастырской территории особых природных объектов, издавна почитавшихся на Руси святых источников, камней необычной формы и могучего дуба.
    Преподобный Никандр, в миру Никон, —реальное лицо русской истории. Он родился в 1507 г. в с. Виделебье Зарусской половины Шелонской пятины Новгородской земли (ныне — Псковская область). В юношеском возрасте, испытывая потребность в одиночестве и служении Богу, Никандр поселился в лесном болотистом месте, удаленном от Пскова и Порхова. По словам автора «Жития преподобного Никандра» составленного в первой половине XVII в., в этом «вельми пустом и никем незнаемом месте» Никандр, построив «хижу малу оупокоения ради», прожил пятнадцати лет. Затем он перебрался в Крыпецкий монастырь, где принял монашество. Разочаровавшись в монастырской жизни, Никандр возвратился на старое место. Там от прожил, по одной версии, 39 лет и 6 месяцев, по другой —32 года и 2 месяца. Первые десять лет своего отшельничества Никандр жил в полной изоляции: «Не видаше его человецы и во образ не видя никого ж». Потом он стал принимать паломников посещать для исповеди ближний Демьянский монастырь. Там он за восемь лет до смерти принял схиму. Скончался преподобный Никандр 24 сентября 1582 г., завещав основать в его пустыньке монастырь. Он был организован в 1586 г. иноком Исайей. К лику святых Никандр был причислен в 1687 г. после освидетельствования его мощей и признания их нетленными специальной комиссией патриарха во главе с тамбовским епископом Леонтием.
    Образ преподобного Никандра освещал пустынь много столетий. Его аскетический подвиг, кротость, доброта, всепрощение удивляли псковичей еще при его жизни, вызывали глубокую симпатию: «смирения ради многого и прозрения любил всеми». В «Житие преподобного Никандра» рассказывается о том, как он исцели, крестьянина Назария, инока Исайи, разбойника Андрея и многих других, приходивших к нему за помощью, догадался о скорой кончине пришедшего к нему за советом крестьянина Симеона и о рождении ребенка в бездетной семье Есюковых. Легенда рассказывает, что Никандр предсказал год своей смерти, объявив, что он; наступит тогда, когда поляки и литовцы попытаются захватить Псков и Порхов. В последующие века над созданием образа доброго, кроткого чудотворца, целителя народного спасителя трудились монахи Никандровой пустыни, паломники, посещавшие монастырь, странники. Монахи распространяли среди псковичей рассказ о праведной жизни отшельника, его стремлении во всем следовать Христу, полное отказе от мирских привязанностей. Паломники, странники разносили по близким и дальним городам и деревням вести о чудесах, совершавшихся в пустыне, о явления: Никандра страждущим и несчастным. Широко был известен, например, рассказ о спасении порховских крестьян и горожан от холеры, свирепствовавшей в России I 1831-1848 гг., о случаях исцеления слепых и калек после посещения Никандровой пустыни и приложения к мощам преподобного.
    Паломников и странников в пустынь привлекало также и то, что на ее территории находились два священных камня, священный дуб, пять святых ключиков. Все эти природные объекты были объектами почитания у славянских и финских народе: Восточной Европы в давние, еще языческие времена. Их сосредоточение на одном сравнительно небольшом пространстве усиливало сакральность места, освященной памятью преподобного Никандра.
    Один из камней, почитавшийся святым, назывался «возглавница». По преданию, брус весом 38 фунтов (15 кг 200 гр.), состоявший из двух частей, соединенных железной кованой полосой. После смерти Никандра он хранился на паперти главной монастырской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Камень был настолько почитаем среди монахов и местного населения, что в XVII и начале XVIII в. его даже обносили во время крестного хода вместе с иконами вокруг церкви. Легенда рассказывает, что в 1645 г. один из монахов пустыни усомнился в святости камня и выступил перед собравшимся в монастыре народом с обличением суеверия: «Зачем эти глупые люди, — сказал он, - носят этот бездушный камень. Неужели они думают получить от него какую-либо пользу или награду? Поистине они угождают не Богу, а дьяволу!» После этих слов, повествует легенда, монах сразу же был поражен страшной болезнью: затрясся и стал биться о землю. Припадок закончился, говорится в легенде, лишь после молебна и приложения больного к мощам преподобного Никандра. После этого камень стал объектом еще большего почитания, причем в течение последующих ста лет он привлекал к себе столь большое количество паломников, что сведения об этом дошли до Феофана Прокоповича, бывшего тогда псковским архиереем. Он приказал в 1735 г. привезти камень в Петербург и бросить его в Неву. На следственном деле о камне Феофан Прокопович написал: «По своему рассуждению иного ничего кроме беспутного суеверия не признало». Камень в Неву все же не бросили, а отдали в архив Синода на хранение, где он находился еще в 1905 г. Однако воспоминание о "возглавнице" преподобного Никандра» было живо довольно долго. Паломники, не зная, что камень вывезли в Петербург, пытались отыскать его в пустыни еще в конце XIX в.
    Камень «божий следок» — плоский овальный в сечении валун с углублением, напоминавшим человеческую стопу, также был объектом поклонения. Считалось, что на нем оставила след своей ноги Божья Матерь. Еще более почитаем он стал после утраты монастырем "возглавницы" преподобного Никандра». На протяжении четырех веков паломники несли ему свои приношения: зерно, хлеб, ягоды. В средневековье объектом поклонения был также огромный дуб, под которым Никандр, как пишется в его житие, принимал паломников и проявлял свой пророческий дар. Под этим же дубом Никандра и похоронил крестьянин Иоанн Долгий из с. Боровичи, а позднее рядом с ним была поставлена деревянная церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы. Дуб, вероятно, погиб во время пожара церкви, случившегося в середине XVII в., но рассказы о нем и чудесах, которые свершал под ним Никандр, можно было услышать в деревнях, расположенных около пустыни, еще в XIX в.
    Источники с сероводородной и родоновой водой привлекали людей своей, по поверью, целительной силой. Вода из одного источника помогала, по поверью, при болезни глаз, три других снимали болезни суставов и излечивали, по распространенному мнению, язвы. Особым почитанием пользовался источник, около которого стояла часовня во имя св. Зосимы и Савватия, где находилась деревянная рака, в которой вплоть до конца XVIII в. были мощи преподобного Никандра. Считалось, что если погрызть раку зубами, а потом пополоскать рот водой из источника, то можно снять зубную боль. Славился также источник, около которого стояла часовня во имя Живоносного источника. К этим часовням устраивались два раза в год в дни памяти Никандра крестные ходы.
    Никандрова пустынь, как и любое другое святое место, имела своих хранителей, свой круг паломников и странников. Роль хранителей, естественно, исполняла монастырская братия, насчитывавшая в начале XX в. 78 монахов. Они следили за состоянием объектов поклонения, принимали паломников и страниц обеспечивали хранение той информации, кризисной по своему характеру, которая поступала в монастырь вместе с паломниками. Духовное общение с паломниками осуществляли старцы —особо благочестивые монахи, уважаемые самими мои; ми и приходившими богомольцами. Они выслушивали их рассказы о несчастиях болезнях, смертях, горестях, давали советы, сочувствовали, занимались прорицательством. Старцы Никандровой пустыни пользовались очень большой популярностью среди псковичей. Причем эта популярность по отношению к особо почитаем старцам носила даже несколько мистический характер. По мнению богомолы старцам помогал советами сам Никандр, который якобы регулярно появлялся в пустыни.
    Паломники всегда несли с собой подношения: полотенца, скатерти, платки, куски тканей, пироги, мясо и т.п., которые являлись вещественной формой данного паломником обета, даром преподобному Никандру в благодарность за исцеление или в надежде на помощь. Все это отдавалось в соборную церковь Благовещания Пресвятой Богородицы, раскладывалось в часовне, частично отдавалось старцам. Если паломник приходил с надеждой на исцеление, то одежду с больного места, кусок ткани, предварительно приложенный к больному месту, вывешивал на дерево около целебного источника или опускал в протекавшую по территории монастыря речку Демьянку.
    Странники, т. е. люди, основной заботой которых было посещение святых мест и поддержание их славы, собирались в пустынь обычно в праздники, когда было особенно много паломников. Праздничными днями для Никандровой пустыни были день Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля), которому была посвящена соборная церковь; день освидетельствования мощей и канонизации Никандра — 29 июня (12 июля) и день его кончины — 24 сентября (7 октября). Большим торжеством для Никандровой пустыни был также день 15 (28) мая, когда в память о спасении Порхова от холеры из собора выносилась икона св. Никандра и с крестным ходом отправлялась в Порхов. В праздничные дни в Никандрову Благовещенскую пустынь собиралось множество богомольцев со всего Северо-Запада Европейской России в надежде на чудо, на облегчение душевных мук, на исцеление от болезней.
    После революций 1917 г. пустынь разделила участь большинства монастырей России. На основании декрета от 26 октября (8 ноября) 1917 г. и декрета от 4 (17) декабря 1917 г. о земле и земельных комитетах монастырь лишился всей земельной собственности. Декретом от 20 января (7 февраля) 1918 г. «Об отделении церкви государства» Никандрова пустынь утратила право собственности на все движимое и недвижимое имущество (10). Монастырские здания, производственный инвентарь и скот, все вещи, в том числе и культовые, были оставлены у монахов на правах «бесплатного пользования» и могли быть в любое время реквизированы государственными органами власти. На основании этого декрета все монастырские ценности бы вывезены в начале 20-х годов XX в. в Псков и в Петроград, в том числе все серебряные вещи, серебряная рака для мощей конца XVIII в., сами мощи, плащаница, кипарисовый крест — одна из святынь монастыря. Монахам же удалось на некоторое время сохранить свой быт. Они организовали сельскохозяйственную коммуну, которую пригласили и часть мирских семей из с. Любовец, бывшей монастырской слободки. После распада коммуны в конце 20-х годов XX в. одни монахи разбрелись по окрестным деревням, найдя приют в крестьянских избах, другие ушли
еще работавшие монастыри. Церковные и монастырские здания стали разбираться на кирпичи. Все, что не было разрушено в 30-е годы, было взорвано немцами во время войны и разобрано в послевоенные годы.
    Монастырь исчез, но место, когда-то называвшееся Никандрова Благовещенская пустынь, в глазах псковичей сохранило статус святыни, даже несмотря на активную атеистическую пропаганду, развернутую в этих местах советской властью в 20-30-е, а затем в 60-70-е годы XX в.
    Статус святости Никандрова пустынь сохранила в глазах современных людей благодаря водным источникам — святым ключикам. Паломники ходят сейчас к четырем ключикам. Пятый «глазной» зарос, и мало кто из посетителей знает место его расположения. Остальные представляют собой четыре водоема разного размера, заключенные в деревянные срубы. Ключик «гробница», размером 50 х 200 см, около которого в XVIII в. стояла часовня с деревянной ракой, наполнен красивой голубоватого цвета водой, обогащенной родоном. Два ключика, посвященные первоапостолам Петру и Павлу, размером 150 х 100 см каждый, располагаются в 500 м от первого. Рядом с ними находится камень «божий следок». Дальний или желтый ключик, находящийся за монастырским кладбищем, теперь уже полностью разрушенным, представляет собой пруд площадью около 16 кв. м с водой, резко пахнущей сероводородом, покрытый желтой пеной. Часовен около ключиков уже нет, но около каждого из них поставлен металлический крест, аналогичный крестам, ставившимся на кладбищах в первой .трети XX в. Кресты сверху покрыты длинными полотенцами. В центре каждого креста закреплена овальной формы металлическая коробка, в которой обычно на деревенских кладбищах хранятся венки и иконки. В коробках стоят иконки, лежат остатки свечей, веточки туи, бумажные цветы, крашеные в красный и зеленый цвет яйца, принесенные, вероятно, в Пасху и Троицу, конфеты, сушки, сухари. И другие подношения паломников. Деревья, расположенные около источников, обвешаны небольшими тряпочками, носовыми платками, носками, чулками. Особенно их много около ключика «гробница». На дальнем ключике в день моего посещения этих предметов не было. Сопровождавшая меня женщина из с. Любовец объяснила, что их убрали в начале лета, так как они мешали подойти к источнику. По ее словам, все деревья вокруг этого ключика были завешены тряпочками, горы вещей лежали на берегах пруда и речки Демьянки, вытекающей из него. Объектом поклонения в пустыни является и так называемая «могила пр. Никандра», созданная богомольцами в 1992 г. на развалинах церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Она представляет собой могильный холмик с крестом за железной оградкой. На кресте несколько полотенец разной сохранности: от новых до обветшавших, овальная коробка с иконкой преподобного Никандра и подношениями паломников. Следует отметить, что камень «божий следок», сохранившийся в пустыни, не является сейчас объектом почитания и мало кто из паломников знает о его существовании.
    По словам местных жителей, святость месту придает также густой еловый лес, по которому пролегает семикилометровый путь к монастырю от ближайшего села Любовец. Он придавал раньше и придает теперь атмосферу таинственности, возникающую вокруг святого места, некоей божественности. Одна из местных жителей, часто посещающих пустынь, говорила нам, что человек в нем чувствует себя легко, радостно, хорошо, спокойно, «когда входишь в лес, прибывают силы».

Адрес: Псковская область, Порховский район, Дубровская волость, п/о Загоска, д. Любовец. т. (81134) 6-23-45.